Безопасность на дороге, как известно, зависит не только от состояния дорожного полотна и адекватности/профессионализма водителей, но и от технического состояния каждого автомобиля. Зимняя резина, в которую обувают автомобили с приходом холодов – не дань моде, а более качественное сцепление колес со скользкой дорогой и, соответственно, гарантия безопасности. Пренебрежение этим правилом чревато не только серьезными пробками в зимнее время, но и ростом числа аварий.
Не изменился ли Закон к 2017 году, и за что будут штрафовать?
Содержание статьи:
- Закон о зимних шинах 2015 - действует ли он в 2017 году?
- Технический регламент проверки зимних шин в 2015-2017 годах
- Штрафы за летнюю или лысую резину зимой 2016-2017
Новые поправки к Закону – обязательна ли зимняя резина в России в 2016-2017 году?
Основные положения Закона, представляющие наибольший интерес для автомобилистов:
- Согласно новым поправкам, которые вступили в силу с 1 января 2015 года, вводится понятие «зимней резины» и ее конкретное описание. Также в поправках речь идет о допустимой минимальной глубине протектора шин. Речи о сезонной резине при эксплуатации автомобилей в данных изменениях не ведется.
- Штрафовать автолюбителей с 2015 года могут за нарушение 1-й части Статьи 12.5 КоАП РФ – то есть, за несоответствие технических характеристик резины тем, что описаны в новых поправках. Причем, инспектор ГИБДД, по своему усмотрению, может и не составлять протокол, а только лишь вынести предупреждение.
- Вступил в силу техрегламент ТС (прим. «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 018/2011) в 2015 году. Согласно требованию из данного регламента, для летнего сезона (с июня по август) под запретом шипованные покрышки, а для зимнего (с декабря и по февраль) – летняя резина. Срок запрета на летнюю резину может быть изменен в соответствии с климатическими особенностями регионов. За данное нарушение штраф пока не предусмотрен: о сезонном использовании резины в основных положениях, касающихся допуска автомобиля к эксплуатации, ничего не сказано.
- Понятие «всесезонные шины» в регламенте отсутствует.
Технический регламент проверки зимних шин в 2015, 2016, 2017 годах – какая зимняя резина пройдет проверку?
Ключевое понятие – глубина протектора. Своя – для каждого типа покрышек каждого конкретного транспортного средства при отсутствии заводского индикатора износа.
- Легковые авто, летние шины: минимум глубины протектора - 1,6 мм.
- Легковые авто, зимние шины – 4 мм.
Понятие «зимняя резина» включает в себя соответствующую маркировку – пиктограмма «3-пиковая вершина со снежинкой по центру, М&S, M+S и М S.
Ограничения для иных автомобилей:
- Категория L (для квадроциклов, мопедов и мотоциклов) – 0,8 мм.
- Категории N2, N3, O3, O4 (грузовые авто, разрешенная макс/масса – более 3,5 т) – 1 мм.
- Категории М1, N1, O1, O2 (легковые авто) – 1,6 мм.
- Категории М2, М3 (автобусы) – 2 мм.
Что касается требований к колесным дискам (отсутствие деформации, следов варки, трещин и пр.) – они ушли в прошлое. А вот на резине повреждения должны отсутствовать – никаких протертостей до корда, боковых порезов, неравномерного износа.
Условия и неисправности (с учетом поправок), при которых эксплуатация автомобиля запрещена:
- Остаточная глубина рисунка протектора - менее допустимой.
- Наличие повреждений на шинах (расслоение каркаса, пробои или порезы, разрывы и иные повреждения, обнажающие корд, отслоение боковины и протектора.
- Отсутствие болта/гайки крепления, наличие трещин диска/ободьев колес. Нарушения размеров/формы отверстий крепления.
- Несоответствие шин модели автомобиля (по нагрузке/размеру).
- Установка разного размера (моделей, конструкций, рисунка протектора, степени износа и пр.) шин на 1-ну ось автомобиля.
- Установка нешипованных и шипованных шин на 1-м автомобиле.
О сезонности шин речи в документе нет. Но требования к ней (зимней и летней резине) четко прописаны (согласно техрегламенту Таможенного Союза):
- При использовании шипованных шин их устанавливают на все колеса.
- С июня по август использование шипованных шин запрещено.
- В зимний период использование зимних шин (устанавливаются на все колеса) обязательно.
- Запрещено использование непригодных для эксплуатации шин.
Будут ли штрафовать за езду на летней или лысой резине в 2017 году?
Соответственно закону (п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), запрещается управление автомобилем, если имеют место неисправности, либо условия, при которых недопустима эксплуатация транспортного средства. Эти требования и запреты остаются в силе.
- Управление автомобилем неисправным, или подпадающим под условия 2-7-й части указанной статьи, влечет за собой штраф в размере 500 рублей (или предупреждение).
- В большей степени штраф будет выписываться не за езду посреди зимы на летней резине, а за несоответствие глубины рисунка протектора ее нормативным значениям.
- За отсутствие наклейки «Ш» в ситуации, когда используется шипованная резина, штраф также не предусмотрен.
Стоит отметить, что разработка Закона о зимней и летней резине продолжается. Так, 18 октября 2016 года Комитет Госдумы по транспорту и строительству предложил нижней палате парламента принять законопроект о введении штрафа в размере 2 тысячи рублей за летние шины зимой сразу, в первом чтении.
Такой же штраф грозит автомобилистам за эксплуатацию на транспортном средстве зимних шин летом.
Таким образом, водителей могут наказать штрафом и за резину сильного износа - и, соответственно, с низким протектором. Даже, если она соответствует правилу сезонности.
Законопроект был принят 21 октября 2016 года, штрафовать на 2000 рублей за летние шины зимой будут уже с 1 декабря 2016 года - и, соответственно, с 1 января 2017 года этот Закон остается в силе.